П Р О Е К Т

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"

(в части правого обеспечения развития общественного здравоохранения)

                                                                  

Статья 1.

Внести в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2013, № 48, ст. 6165; 2014, № 30, ст. 4257; № 43, ст. 5798; № 49, ст. 6927; 2015, № 10, ст. 1425; № 29, ст. 4397; 2016, № 1, ст. 9; № 15, ст. 2055; № 18, ст. 2488; № 27, ст. 4219; 2017, № 31, ст. 4791; № 50, ст. 7544, 7563; 2018, № 32, ст. 5092; 2019, № 22, ст. 2675; № 49, ст. 6958; 2020, № 14, ст. 2023; № 29, ст. 4516; № 31, ст. 5030, ст. 5062; № 50, ст. 8074; № 52, ст. 8584) следующие изменения:

 

1) пункт 6 статьи 2 изложить в следующей редакции:

"6) профилактика - комплекс индивидуальных, групповых и(или) популяционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, осуществление мониторинга состояния здоровья жителей, анализ безопасности,  эффективности и оптимальности профилактических мер, просветительскую деятельность по вопросам охраны здоровья, уменьшение негативных последствий в случае заболевания, формирование ответственности граждан за здоровье, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;"

 

2) статью 2 дополнить пунктами 24 - 29  следующего содержания:

"24) просветительская деятельность по вопросам охраны здоровья – целенаправленный процесс распространения социально значимых знаний и разъясняющей информации с целью повышения уровня грамотности населения по вопросам охраны здоровья и культуры здорового образа жизни, формирования ответственности жителей за свое здоровье, здоровье близких и общественное здоровье;

25) просветительское мероприятие по вопросам охраны здоровья – совокупность организованных действий, направленных на распространение знаний по вопросам охраны здоровья;

26) адаптированное просветительское мероприятие по вопросам охраны здоровья - просветительское мероприятие по вопросам охраны здоровья, адаптированное для распространения информации и знаний в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающее социальную адаптацию указанных лиц;

27) просветительская программа по вопросам охраны здоровья - документ, содержащий описание целей, задач, основных тем, содержания, последовательности, характеристик и сроков запланированных просветительских мероприятий по вопросам охраны здоровья, а также условий, необходимых для их реализации;

28) профессиональный организатор просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья – физическое лицо, имеющее высшее образование и отвечающее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, осуществляющее просветительскую деятельность по вопросам охраны здоровья, в том числе разработку, организацию и реализацию просветительских программ по вопросам охраны здоровья;

29) участники просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья - разработчики, организаторы и исполнители просветительских мероприятий по вопросам охраны здоровья, участвующие в этих мероприятиях юридические и физические лица.";

 

3) пункт 1 статьи 12 изложить в следующей редакции:

"1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ здорового питания, повышения физической активности при малоподвижном образе жизни, снижения потребления алкоголя, табака и  никотинсодержащей продукции, снижения потребления в составе ежедневного рациона пищевых продуктов с повышенным содержанием поваренной соли, простых сахаров и насыщенных жиров (включая трансизомеров жирных кислот), предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ, контроля и уменьшение излишнего веса (данные программы также должны охватывать меры борьбы с дискриминацией в отношении лиц, страдающих избыточным весом),  снижения уровня повышенного кровяного давления и холестерина,  профилактики йододефицитных заболеваний и др. Программы формирования здорового образа жизни должны пересматриваться не реже одного раза в пять лет с учетом проведенных аналитических исследований результатов данных программ и научно обоснованных результатов новых исследований в сфере профилактики;";

 

4) часть 1 статьи 14 дополнить пунктом 21 следующего содержания:

"21) разработка и утверждение положения о Федеральном координационном совете при Правительстве Российской Федерации по развитию общественного здравоохранения и укреплению здоровья жителей Российской Федерации.";

 

5) часть 2 статьи 14 дополнить пунктами 2.1 - 2.3 следующего содержания:

"2.1) разработка и утверждение порядка разработки и обновления карт здоровья жителей субъектов Российской Федерации;

2.2) утверждение порядка, формы и объема передачи уполномоченному федеральному органу исполнительной власти от государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья карт здоровья жителей субъектов Российской Федерации и электронных копий материалов, имеющих отношение к их разработке;

2.3) определение особенностей подготовки профессиональных организаторов просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья и осуществления ими деятельности;";

 

6) часть 10 статьи 15 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

"6) утверждает карту здоровья жителей субъекта Российской Федерации;";

 

7) часть 1 статьи 16 дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:

"2.1) разработка карты здоровья жителей субъекта Российской Федерации;";

 

8) пункт 2 статьи 30 изложить в следующей редакции:

"2. Профилактика неинфекционных заболеваний осуществляется в целях сохранения и укрепления здоровья на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях, в частности, органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими, образовательными, физкультурно-спортивными, оздоровительными и иными организациями, общественными и иными объединениями, волонтерами и иными физическими и юридическими лицами, в том числе путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер и мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и(или) распространения и раннее выявление неинфекционных заболеваний, выявление причин и условий их возникновения и развития, осуществление мониторинга состояния здоровья жителей, анализ безопасности,  эффективности и оптимальности профилактических мер, просветительскую деятельность по вопросам охраны здоровья, уменьшение негативных последствий в случае заболевания,  формирование ответственности граждан за свое здоровье,  предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни.";

 

9) статью 36.2 дополнить частью 4.1 следующего содержания: 

"4.1.  Предварительный очный прием (осмотр, консультация) не является  обязательным при проведении мероприятий по первичной профилактике, кроме случаев, указанных в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";   

 

10) часть 6 статьи 36.2 изложить в следующей редакции:

"6. В целях идентификации и аутентификации участников дистанционного взаимодействия при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий используется единая система идентификации и аутентификации. Единая система идентификации и аутентификации может не применяться при реализации групповых и(или) популяционных мероприятий первичной профилактики.";

 

11) дополнить статьей 42.2 следующего содержания:

 "Статья 42.2. Карты здоровья жителей субъектов Российской Федерации.

1. В целях повышения эффективности планирования объемов и учета особенностей оказания медицинской (в том числе профилактической) помощи жителям различных населенных пунктов каждого субъекта Российской Федерации государственный орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья разрабатывает, а после утверждения высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) соответствующего субъекта Российской Федерации размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" карту здоровья жителей субъекта Российской Федерации.

2. Карта здоровья жителей субъекта Российской Федерации разрабатывается в соответствии с порядком разработки и обновления карт здоровья жителей субъектов Российской Федерации, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, на основании комплексных исследований, учитывающих, в том числе уровни и характерные особенности заболеваемости жителей различных районов и населенных пунктов соответствующего субъекта Российской Федерации, климатические особенности, экологическую и социальную обстановку, плотность населения, количество и плотность медицинских организаций в различных районах и населенных пунктах, транспортную доступность населенных пунктов и иные факторы, имеющие существенное значение для развития качественной и доступной медицинской (в том числе профилактической) помощи.  

3. Карта здоровья жителей субъекта Российской Федерации до утверждения высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации подлежит согласованию им с законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, утвержденном данным  законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Карты здоровья жителей субъектов Российской Федерации и электронные копии материалов, имеющих отношение к их разработке, передаются государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в утвержденном им порядке, форме и объеме.

5. Карта здоровья жителей субъекта Российской Федерации подлежит обновлению (пересмотру) не реже одного раза в пять лет в соответствии с порядком разработки и обновления карт здоровья жителей субъектов Российской Федерации, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";

 

12) дополнить главой 5.1 следующего содержания:

"Глава 5.1. ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ.

Статья 50.1 Приоритеты общественного здравоохранения.

1. Приоритетными направлениями общественного здравоохранения являются: 

1) безопасность,  эффективность и оптимальность профилактических мер;

2) формирование здорового образа жизни и ответственного отношения  жителей к своему здоровью, здоровью близких и общественному здоровью;

3) осуществление постоянного и комплексного мониторинга состояния здоровья жителей Российской Федерации;

4) развитие просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья;

5) организация взаимодействия всех имеющих отношение к профилактике органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и иных объединений, юридических и физических лиц.

2. Профилактика подразделяется на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика направлена на сохранение и укрепление здоровья, в том числе формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, формирование ответственности граждан за здоровье, а также на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

Вторичная профилактика заболеваний направлена на раннее выявление заболеваний, причин и условий их возникновения и развития и т.п.

Третичная профилактика заболеваний направлена на предупреждение прогрессирования выявленных заболеваний и уменьшения их негативных последствий, развития осложнений и т.п., а также на реабилитацию больных.

3. Профилактика проводится в отношении всех групп населения с учетом половозрастных, социальных, психологических и иных подлежащих учету аспектов.

 

Статья 50.2. Федеральный координационный совет при Правительстве Российской Федерации по развитию общественного здравоохранения и укреплению здоровья жителей Российской Федерации.

1. Федеральный координационный совет при Правительстве Российской Федерации по развитию общественного здравоохранения и укреплению здоровья жителей Российской Федерации (далее - Совет) образуется в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц при рассмотрении вопросов и реализации мер, связанных с развитием общественного здравоохранения и укреплением здоровья жителей Российской Федерации.

2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными и иными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

3. Основными задачами Совета являются:

1) содействие взаимодействию федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в сфере общественного здравоохранения и укрепления здоровья жителей Российской Федерации;

2) рассмотрение научно обоснованных инициатив по вопросам развития общественного здравоохранения и укрепления здоровья жителей Российской Федерации, а также проблем, препятствующих данному развитию;

3) разработка и внесение для утверждения Президентом Российской Федерации Федеральной стратегии по развитию общественного здравоохранения и укреплению здоровья жителей Российской Федерации (далее – Стратегия).

В Стратегии указываются:

- конкретизированные цели и задачи по развитию общественного здравоохранения и укреплению здоровья жителей Российской Федерации, в том числе по развитию просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья, мониторинга в сфере общественного здравоохранения и т. д.;

– конкретизированные и поддающиеся измерению научно обоснованные целевые показатели, а также сроки реализации мероприятий по развитию общественного здравоохранения и укреплению здоровья жителей Российской Федерации;

– федеральные органы исполнительной власти и иные лица, ответственные за достижение целевых показателей, эффективную и оптимальную реализацию мероприятий, определенных Стратегией;

- иные необходимые основные аспекты, имеющие отношение к развитию общественного здравоохранения и укреплению здоровья жителей Российской Федерации.

Стратегия разрабатывается и вносится для утверждения Президентом Российской Федерации Федеральной не позднее, чем в течение одного года с даты формирования Совета.

Стратегия подлежит научно обоснованному пересмотру не реже одного раз в пять лет;   

4) подготовка и предоставление Президенту Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ежегодных докладов о реализации Стратегии, в которых, в частности, указываются:

– реализованные в рамках Стратегии мероприятия и иные принятые меры;

– результаты по достижению целей, определенных в Стратегии;

– результаты проведенной с привлечением независимых экспертов оценки эффективности мероприятий, реализованных в рамках Стратегии;

– описание корректирующих действий, рекомендуемых Советом для достижения целей Стратегии, с учетом результатов мониторинга и оценки.

Ежегодные доклады о реализации Стратегии предоставляются Президенту Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации не позднее первого марта года, следующего за отчетным, в котором реализовывалась Стратегия;  

5) выработка и подготовка научно обоснованных предложений Президенту Российской Федерации и  Правительству Российской Федерации по вопросам развития общественного здравоохранения и укрепления здоровья жителей Российской Федерации, в том числе связанным с научно обоснованным определением приоритетных направлений, целей и задач развития общественного здравоохранения и укрепления здоровья жителей Российской Федерации, формированием механизмов эффективного осуществления такого развития, в частности, механизмов согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, а также унификации и консолидации федеральных программ, федеральных планов и иных документов по данным вопросам;

6) выработка и внесение научно обоснованных предложений по проведению общефедеральных мероприятий, направленных на развитие общественного здравоохранения и укрепление здоровья жителей Российской Федерации;

7) осуществление  оценок эффективности профилактических и иных мероприятий в сфере общественного здравоохранения, в том числе с привлечением независимых экспертов.

4. Совет для решения возложенных на него задач имеет право:

а) запрашивать необходимые в его деятельности материалы у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, других организаций;

б) приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей общественных объединений, других организаций;

в) направлять своих представителей для участия в проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями мероприятиях, на которых обсуждаются вопросы, имеющие отношение к развитию общественного здравоохранения и укреплению здоровья жителей Российской Федерации;

г) привлекать к работе Совета специалистов в сферах, имеющих отношение к развитию общественного здравоохранения и укреплению здоровья жителей Российской Федерации;

д) осуществлять иные полномочия, необходимые для достижения целей и решения задач Совета.  

5. В состав Совета включаются:

а) не менее пяти депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представляющих все фракции;

б) не менее пяти членов Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации;

в) Председатель Правительства Российской Федерации;

г) не менее одного Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, в компетенции которого  находятся вопросы, связанные с охраной здоровья;

д) представители федеральных органов государственной власти, в компетенции которых  находятся вопросы, имеющие отношение к охране здоровья (на уровне не ниже заместителя руководителя федерального органа государственной власти);

е) не менее 30 представителей федеральных учреждений, научно-исследовательских организаций, общественных организаций и других лиц, осуществляющих деятельность в сфере общественного здравоохранения и укрепления здоровья жителей Российской Федерации

Состав членов Совета, указанных в пункте "а", утверждается Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Состав членов Совета, указанных в пункте "б", утверждается Председателем Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.

Состав членов Совета, указанных в пунктах "г", "д" и "е", утверждается Председателем Правительства Российской Федерации.

По решению Председателя Правительства Российской Федерации в состав Совета также могут быть включены иные лица.

6.  Совет формируется в составе председателя Совета, заместителей председателя Совета, заместителя председателя Совета - ответственного секретаря Совета, а также членов Совета.

Председателем Совета является Председатель Правительства Российской Федерации.

Председатель Совета:

1) осуществляет руководство деятельностью Совета;

2) определяет место и время проведения заседаний Совета и его Президиума;

3) председательствует на заседаниях Совета и его Президиума;

4) формирует план работы Совета и повестку дня его очередного заседания;

5) назначает Секретаря Совета из числа членов Совета;

6) решает иные вопросы деятельности Совета.

7. Заседание Совета проводит председатель Совета либо по его поручению заместитель председателя Совета.

Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

8. Члены Совета принимают участие в его работе на общественных началах.

Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета осуществляет Аппарат Правительства Российской Федерации.

9. Члены Совета вправе вносить в Президиум Совета предложения по плану работы Совета, повестке дня его заседаний и порядку обсуждения вопросов.

Члены Совета участвуют в подготовке материалов к заседаниям Совета и проектов решений Совета, а также в заседаниях Совета.

10.  Для решения текущих вопросов деятельности Совета формируется Президиум Совета.

Персональный состав Президиума Совета определяется Председателем Совета.

Президиум Совета рассматривает план работы Совета, а также повестку дня его очередного заседания и материалы к заседанию.

Президиум Совета анализирует реализацию плана работы Совета и его решений.

11. В целях выполнения задач и осуществления функций Совета создаются комиссии, рабочие группы и иные рабочие органы Совета. 

Комиссии Совета создаются по направлениям деятельности Совета.

Комиссии Совета создаются решением Председателя Совета.

В состав комиссий Совета могут входить представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, в том числе не являющиеся членами Совета.

12.  Основными функциями комиссий Совета являются:

1) подготовка материалов по вопросам, которые планируется рассмотреть на заседании Совета или его Президиума;

2) анализ практик по направлениям деятельности комиссий и подготовка для Совета предложений;

3) анализ и оценка результатов реализации федеральных и региональных проектов, имеющих отношение к общественному здравоохранению и укреплению здоровья жителей  Российской Федерации;

4)  обобщение и представление в Совет информации по вопросам, относящимся к компетенции комиссий, а также подготовка для Совета предложений при решении данных вопросов;

5) подготовка материалов по вопросам поддержки, в том числе грантовой, в целях содействия развитию общественного здравоохранения и укреплению здоровья жителей Российской Федерации, в частности, по развитию просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья, мониторинга в сфере общественного здравоохранения и т. д.

13. Положение о Совете разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации.

14. Решения Совета направляются в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти и высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

15. Информация о решениях, принятых Советом, за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, размещается в информационных системах общего пользования.

 

Статья 50.3. Просвещение по вопросам охраны здоровья.

1. Государственная политика в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья основывается на следующих основных принципах:

1) признание права каждого человека на просвещение по вопросам охраны здоровья;

2) недопустимость дискриминации в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья;

3) соблюдение прав и свобод лиц, осуществляющих просветительскую деятельность по вопросам охраны здоровья;

4) объективность и научная обоснованность информации, распространяемой посредством просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья;

5) широкая доступность просветительской информации по вопросам охраны здоровья, ее адаптивность к уровню подготовки, особенностям развития, потребностям и интересам всех категорий населения;

6) недопустимость в просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья противозаконных призывов и иных нарушений законодательства;

7) необходимость государственной поддержки просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья.

2. Основными задачами государственной политики в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья являются:

1) обеспечение и защита права каждого человека на просвещение по вопросам охраны здоровья и недопустимость дискриминации в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья;

2) создание правовых, экономических и иных благоприятных условий для свободного функционирования и развития просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья на всей территории Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для участников просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья;

4) определение правового положения участников просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья;

5) создание благоприятных условий для международного сотрудничества субъектов просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья.

3. Отношения в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими правовые нормы, регулирующие отношения в сфере просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья. В случаях и в порядке, предусмотренном федеральными законами, отношения в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья могут регулироваться муниципальными нормативными правовыми актами.

4. Целями правового регулирования отношений в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья, создание условий для просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья,  защита прав и интересов участников правоотношений при осуществлении просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья.

5. Нормы, регулирующие отношения в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

 

Статья 50.4. Право на просвещение по вопросам охраны здоровья.

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на просвещение по вопросам охраны здоровья.

2. Право на просвещение по вопросам охраны здоровья в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации реализация права каждого человека на просвещение по вопросам охраны здоровья обеспечивается путем создания соответствующих социально-экономических и иных условий для его реализации и получения.

 

Статья 50.5. Разграничение полномочий в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья.

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья относятся:

1) разработка и проведение единой государственной политики в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья в Российской Федерации;

2) разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья; 

3) принятие федеральных нормативных правовых актов в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья;

4) организация просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья, осуществляемой федеральными органами государственной власти и подведомственными им учреждениями, в том числе медицинскими и образовательными организациями;

5) формирование и развитие инфраструктуры просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья;

6) формирование и ведение федеральных просветительских ресурсов  по вопросам охраны здоровья;

7) разработка и реализация мер поддержки юридических и физических лиц в осуществлении просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья;

8) установление порядка формирования, работы, оформления и обнародования результатов работы групп специалистов в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья по учету просветительских аспектов в государственных программах развития;

9) установление порядка создания и полномочий Федеральной межведомственной государственной комиссии по развитию просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья в Российской Федерации;

10) государственный контроль (надзор) за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих государственное или муниципальное управление в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья;

11) формирование системы квалификации профессиональных организаторов просветительской деятельности и иных специалистов сферы просвещения по вопросам охраны здоровья;

12) обеспечение осуществления мониторинга в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья на федеральном уровне;

13) осуществление иных полномочий в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере просвещения  по вопросам охраны здоровья относятся:

1) разработка и проведение государственной политики в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья в  субъектах Российской Федерации;

2) разработка и реализация программ развития просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья в субъектах Российской Федерации с учетом региональных социально-экономических, экологических и других особенностей;

3) принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в сфере просвещения, обеспечивающих развитие и эффективность просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья в субъектах Российской Федерации;

4) организация просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им учреждениями, в том числе медицинскими и образовательными организациями;

5) формирование и развитие инфраструктуры просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья в субъектах Российской Федерации;

6) формирование и ведение просветительских ресурсов по вопросам охраны здоровья субъектов Российской Федерации;

7) разработка и реализация мер поддержки юридических и физических лиц в осуществлении просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья в субъектах Российской Федерации;

8) создание условий для осуществления просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья в субъектах Российской Федерации;

9) определение порядка создания и полномочий межведомственной государственной комиссии по развитию просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья в субъекте Российской Федерации;

10) государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальное управление в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья;

11) обеспечение осуществления мониторинга в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья на уровне субъектов Российской Федерации;

12) осуществление иных полномочий в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья относятся:

1) разработка и реализация муниципальных программ развития просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья в муниципальных районах (городских округах) с учетом социально-экономических, экологических и других особенностей муниципальных районов и городских округов;

2) организация просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья, осуществляемой органами местного самоуправления и подведомственными им учреждениями, в том числе медицинскими и образовательными организациями;

3) формирование и развитие инфраструктуры просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья в муниципальных районах или городских округах;

4) формирование и ведение просветительских ресурсов по вопросам охраны здоровья муниципальных районов или городских округов;

5) разработка и реализация мер поддержки юридических и физических лиц в осуществлении просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья в муниципальных районах или городских округах;

6) принятие решения о создании межведомственной муниципальной комиссии по развитию просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья в муниципальном районе или городском округе;

7) создание условий для осуществления просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья в муниципальных районах или городских округах;

8) осуществление иных полномочий в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

 

Статья 50.6. Организация просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья.

1. Просветительские программы определяют содержание просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья и должны содействовать ее целям.

2. Разработка и реализация просветительских программ по вопросам охраны здоровья являются одними из основных задач деятельности профессиональных организаторов просветительской деятельности.

3. Просветительские программы по вопросам охраны здоровья федеральных органов государственной власти и подведомственных им учреждений могут быть разработаны в форме отдельных  документов или включены в состав федеральных государственных программ, планов, проектов или иных программных документов.

Просветительские программы по вопросам охраны здоровья органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений могут быть разработаны в форме отдельных документов или включены в состав государственных программ, планов, проектов или иных программных документов субъектов Российской Федерации.

Просветительские программы по вопросам охраны здоровья органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и подведомственных им учреждений могут быть разработаны в форме отдельных документов или включены в состав муниципальных (городских) государственных программ, планов, проектов или иных программных документов.

4. Для субъектов просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья, не указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, разработка просветительских программ по вопросам охраны здоровья  является добровольной, кроме случаев целевого финансового обеспечения их просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если иное не определено настоящим Федеральным законом.

5. В зависимости от целевой аудитории просветительские мероприятия по вопросам охраны здоровья могут дифференцироваться на две категории:

1) общие – реализуются для всех жителей;

2) специализированные (в том числе адаптированные) – направлены для осуществления просветительской работы по вопросам охраны здоровья среди определенных категорий жителей.

6. Просветительские программы по вопросам охраны здоровья и просветительские мероприятия по вопросам охраны здоровья разрабатываются и реализуются исходя из следующих основных принципов:

1) целенаправленность – соответствие целям, задачам и социальным функциям просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья;

2) достоверность – соответствие действительности предлагаемой в программах просветительской информации по вопросам охраны здоровья;

3) научная обоснованность - доказанность, в том числе методами доказательной медицины, фактов, содержащихся в просветительской информации, распространяемой в процессе просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья; 

4) общедоступность – учет способности представителей той или иной целевой аудитории адекватно воспринять и освоить содержание просветительской информации по вопросам охраны здоровья;

5) доступность для лиц с ограниченными возможностями здоровья - обеспечение доступности просветительских материалов по вопросам охраны здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите лиц с ограниченными возможностями здоровья. Слепые, слабовидящие, глухие, слабослышащие и другие лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на получение просветительской информации по вопросам охраны здоровья в доступных форматах на специальных носителях информации;

6) адресность – учет специфики различных категорий населения, многообразия их интересов и познавательных потребностей, особенностей региональных культур и местных традиций;

7) системность – взаимосвязь и взаимодополняемость просветительских программ по вопросам охраны здоровья различной направленности;

8) современность – распространение просветительской информации по вопросам охраны здоровья в современной и доступной форме;

9) законность – исключение незаконной информации, неправомерных средств и способов при осуществлении просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья.

                    

Статья 50.7. Финансовое обеспечение просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья.

1. Источниками финансового обеспечения просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья могут быть средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, юридических и физических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

2. Юридическое лицо вправе привлекать целевое финансовое обеспечение на реализацию просветительской программы по вопросам охраны здоровья (просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья) из внешних источников, в том числе из средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, при наличии заключенных им не менее чем с двумя профессиональными организаторами просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья, соответствующими требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, действующих в течение всего периода реализации просветительской программы по вопросам охраны здоровья.

3. Указанные в части 2 настоящей статьи требования не распространяются в отношении медицинских и образовательных организаций.

 

 

Статья 50.8.  Профессиональные организаторы просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья.

1. Профессиональным организаторам просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышения социальной значимости, престижа просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья.

2. Профессиональные организаторы просветительской деятельности  по вопросам охраны здоровья обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство участников просветительских и иных отношений;

4) применять обоснованные и обеспечивающие высокое качество просвещения формы и методы просветительской деятельности  по вопросам охраны здоровья;

5) учитывать особенности психофизического развития представителей целевой аудитории при осуществлении просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для обеспечения права на просвещение лицам с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

6) систематически повышать свой профессиональный уровень.

3. Подготовка профессиональных организаторов просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья осуществляется в рамках профессионального обучения по программам повышения квалификации в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

4. Подготовка профессиональных организаторов просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья осуществляется в образовательных организациях и  организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Особенности подготовки профессиональных организаторов просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья и осуществления ими деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

Статья 50.9. Меры государственной и муниципальной поддержки просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья.

1. Государственные меры поддержки просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья включают совокупность мероприятий, реализуемых органами государственной власти в целях создания необходимых правовых, экономических, организационных условий и стимулов для осуществления просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья.

2. В основе государственной политики поддержки просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья лежит реализация мер по созданию условий для осуществления просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья всеми заинтересованными лицами, всеобщей доступности просветительской информации по вопросам охраны здоровья, поощрения инициатив в достижении целей просвещения по вопросам охраны здоровья.

3. Правительство Российской Федерации разрабатывает государственную программу Российской Федерации по развитию просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья.

4. Государство поддерживает развитие просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья, в том числе путем финансирования мероприятия по бесплатному просвещению жителей Российской Федерации по вопросам охраны здоровья.

5. Особое внимание федеральные органы государственной власти и  органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны уделять мерам поддержки просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья в отношении наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения, жителей сельской местности, малых и отдаленных населенных пунктов.

6. Особое внимание федеральные органы государственной власти и  органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны уделять  вовлечению в просветительскую деятельность по вопросам охраны здоровья социально активных граждан (волонтеров), в том числе из числа молодежи.

7. Установленные настоящим Федеральным законом особенности предоставления государственных мер поддержки не препятствуют осуществлению иных мер поддержки просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья.

8. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в обязательном порядке учитывают просветительские аспекты по вопросам охраны здоровья во всех государственных программах развития здравоохранения, экономического, экологического, социального, национального и иного развития (далее – государственные программы развития).

В этих целях федеральные государственные программы развития и  государственные программы развития субъектов Российской Федерации, подвергаются обязательной, независимой и гласной экспертизе группами специалистов в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья, назначаемыми совместно органами представительной и исполнительной власти соответствующих уровней из числа профессиональных организаторов просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья, представителей медицинских и образовательных организаций, общественных и иных заинтересованных организаций, осуществляющих просветительскую деятельность по вопросам охраны здоровья.

Формирование, работа, оформление и обнародование результатов работы групп специалистов в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья по учету просветительских аспектов по вопросам охраны здоровья в государственных программах развития осуществляются в Порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

9. Органы местного самоуправления учитывают просветительские аспекты по вопросам охраны здоровья во всех программах и планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.

 

Статья 50.10.  Государственные и муниципальные органы поддержки  просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья.

1. Государственными и муниципальными органами поддержки просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья являются подразделения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, ответственные за развитие сферы просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья.

2. Государственные и муниципальные органы поддержки просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья, в частности, осуществляют следующие действия:

– разработка, организация, координация и реализация программ, планов, проектов и иных программных документов в сфере просвещения по вопросам охраны здоровья;

– разработка и реализация системы мер, в том числе финансовых, по поддержке просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья;

– разработка и реализация системы мер, направленных на создание условий для обеспечения функционирования, развития и повышения эффективности просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья.

3. Для координации деятельности между участниками просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья создаются межведомственные комиссии.

4. Федеральная межведомственная государственная комиссия по развитию в Российской Федерации просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья создается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

5. Межведомственная государственная комиссия по развитию в субъекте Российской Федерации просветительской деятельности по вопросам охраны здоровья создается в порядке, определенном высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

6. Высший орган исполнительной власти муниципального района или городского округа вправе принять решение о создании в установленном им порядке межведомственной муниципальной комиссии по развитию просветительской деятельности в муниципальном районе или городском округе по вопросам охраны здоровья.

 

Статья 2.

Внести в Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"  (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 49, ст. 6422; 2011, № 49, ст. 7047; 2012, № 49, ст. 6758; 2013, № 48, ст. 6165; 2014, № 30, ст. 4269; № 49, ст. 6927; 2015, № 51, ст. 7245; 2017, № 1, ст. 12, 13; 2018, № 49, ст. 7509; 2019, № 6, ст. 464; № 30, ст. 4106; № 49, ст. 6958; 2020, № 14, ст. 2028; № 17, ст. 2725; № 50 (часть III), ст. 8075; 2021, № 9, ст. 1467)  следующие изменения:

1) в части 7 статьи 35 после слов "работ и услуг по содержанию имущества" добавить слова "(в том числе по постгарантийному обслуживанию), работ и услуг для применения телемедицинских технологий", а слова "стоимостью до ста тысяч рублей за единицу" заменить словами "в предельных размерах стоимости, определяемых по правилам, установленным Правительством Российской Федерации"; 

 

2) дополнить статью 35 частью 8.2 следующего содержания:

"8.2 Правительство Российской Федерации при утверждении базовой программы обязательного медицинского страхования вправе устанавливать особенности включения в структуру тарифа на оплату медицинской помощи расходов на приобретение основных средств, в том числе в зависимости от видов оборудования, видов (в том числе видов высокотехнологичной медицинской помощи, методов лечения и т.п.), форм и условий медицинской помощи.";

 

3) изложить второе предложение части 1 статьи 36 в следующей редакции:

"Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования, а также с учетом карты здоровья жителей субъекта Российской Федерации.".

 

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней со дня его официального опубликования, кроме части 2 статьи 50.7.

Часть 2 статьи 50.7 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении двух лет со дня его официального опубликования.

 

Президент

Российской Федерации